Лекции и конспекты

Рыночные структуры в современной экономике


Рыночная структура — это совокупность свойств и характеристик рынка. Определить тип рыночной структуры можно по следующим характеристикам:
  • количество фирм;
  • размер компаний;
  • количество покупателей;
  • тип продукта;
  • рыночная власть;
  • барьеры входа и выхода. 

Количество фирм и покупателей — это общее количество участников рынка. Чем больше фирм, тем выше в ней конкуренция, но ниже барьер входа. 

Размер компаний — развитость предприятия по количеству капитала, объемов продаж и другим показателям. 

Тип продукта:
  • однородный
  • дифференцированный;
  • уникальный.  

Однородный продукт — это товар или услуга, которая может быть заменена на аналогичную продукцию. 

Дифференцированный продукт — это товар или услуга, который схож с аналогичными продуктами лишь по некоторым характеристикам. Такой товар не является полноценным заменителем, но может быть лучше по другим характеристикам, например, упаковке. 

Уникальный продукт — это товар или услуга, где отсутствуют заменители. 

Рыночная власть — это доля рынка, которая доступна компаниям на рынке. При маленькой рыночной власти барьеры входа выше и наоборот при маленькой рыночной власти. 

Барьер входа — это степень сложности открытия бизнеса и начала деятельности в отрасли. Чем ниже барьеры входа, тем легче начать бизнес и получить первую выручку. 

Барьеры выхода — степень сложности закрытия бизнеса или его продажи. Чем выше барьер выхода, тем сложнее продать бизнес на рынке. 

Типы рыночных структур 


Основные типы рыночных структур: 
  1. Совершенная конкуренция. 
  2. Несовершенная конкуренция:
  • монополистическая конкуренция;
  • олигополия;
  • чистая монополия.

Читайте также: что такое конкуренция

Совершенная конкуренция 


Совершенная конкуренция — рынок, на котором функционирует неограниченное количество продавцов и покупателей с однородным товаром. 

На практике: совершенная конкуренция не встречается. Любой рынок ограничен количеством ресурсов и имеет конечное число продавцов и покупателей. 

Метод конкурентной борьбы — неценовая конкуренция. Например, повысить качество продукции. 

Монополистическая конкуренция 


Характеристики рынка монополистической конкуренции;
  • большое количество продавцов и покупателей;
  • преобладание малого и среднего бизнеса;
  • дифференцированный товар;
  • в меру свободный доступ к информации;
  • низкие барьеры входа и выхода.

Метод конкурентной борьбы — ценовой и неценовой. Комбинировать улучшение качества продукции с возможностью снижения цены за счет скидок и акций. 

Олигополия 


Характеристики рынка олигополии 
  • маленькое число продавцов при большом количестве покупателей;
  • 3-5 лидеров в отрасли, которые задают тренды;
  • дифференцированный и однородный товар;
  • низкий доступ к информации;
  • высокие барьеры входа и выхода;
  • конкуренты копируют лидеров или следуют своему уникальному пути развития. 

Метод конкурентной борьбы — ценовая и неценовая. В большей степени будут работать только неценовые методы. 

Чистая монополия 


Характеристики рынка чистой монополии: 
  • один крупный продавец;
  • уникальный и единственный в своем роде товар;
  • полное отсутствие информации о рынке;
  • максимальные барьеры входа и выхода. 

Виды монополии: 
  • естественная монополия — одна фирма в отрасли производит товар или оказывает услуги. 
  • монопсония — один покупатель в отрасли;
  • двусторонняя монополия — один покупатель и продавец;
  • дуополия — два независимых продавца, контролирующих рынок. 

Метод конкурентной борьбы — отсутствует, поскольку одна или две фирмы владеют 100% долей рынка. 
Менеджмент
Made on
Tilda