Рыночная структура — это совокупность свойств и характеристик рынка. Определить тип рыночной структуры можно по следующим характеристикам:
- количество фирм;
- размер компаний;
- количество покупателей;
- тип продукта;
- рыночная власть;
- барьеры входа и выхода.
Количество фирм и покупателей — это общее количество участников рынка. Чем больше фирм, тем выше в ней конкуренция, но ниже барьер входа.
Размер компаний — развитость предприятия по количеству капитала, объемов продаж и другим показателям.
Тип продукта:
- однородный
- дифференцированный;
- уникальный.
Однородный продукт — это товар или услуга, которая может быть заменена на аналогичную продукцию.
Дифференцированный продукт — это товар или услуга, который схож с аналогичными продуктами лишь по некоторым характеристикам. Такой товар не является полноценным заменителем, но может быть лучше по другим характеристикам, например, упаковке.
Уникальный продукт — это товар или услуга, где отсутствуют заменители.
Рыночная власть — это доля рынка, которая доступна компаниям на рынке. При маленькой рыночной власти барьеры входа выше и наоборот при маленькой рыночной власти.
Барьер входа — это степень сложности открытия бизнеса и начала деятельности в отрасли. Чем ниже барьеры входа, тем легче начать бизнес и получить первую выручку.
Барьеры выхода — степень сложности закрытия бизнеса или его продажи. Чем выше барьер выхода, тем сложнее продать бизнес на рынке.
Типы рыночных структур
Основные типы рыночных структур:
- Совершенная конкуренция.
- Несовершенная конкуренция:
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- чистая монополия.
Читайте также: что такое конкуренция
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция — рынок, на котором функционирует неограниченное количество продавцов и покупателей с однородным товаром.
На практике: совершенная конкуренция не встречается. Любой рынок ограничен количеством ресурсов и имеет конечное число продавцов и покупателей.
Метод конкурентной борьбы — неценовая конкуренция. Например, повысить качество продукции.
Монополистическая конкуренция
Характеристики рынка монополистической конкуренции;
- большое количество продавцов и покупателей;
- преобладание малого и среднего бизнеса;
- дифференцированный товар;
- в меру свободный доступ к информации;
- низкие барьеры входа и выхода.
Метод конкурентной борьбы — ценовой и неценовой. Комбинировать улучшение качества продукции с возможностью снижения цены за счет скидок и акций.
Олигополия
Характеристики рынка олигополии
- маленькое число продавцов при большом количестве покупателей;
- 3-5 лидеров в отрасли, которые задают тренды;
- дифференцированный и однородный товар;
- низкий доступ к информации;
- высокие барьеры входа и выхода;
- конкуренты копируют лидеров или следуют своему уникальному пути развития.
Метод конкурентной борьбы — ценовая и неценовая. В большей степени будут работать только неценовые методы.
Чистая монополия
Характеристики рынка чистой монополии:
- один крупный продавец;
- уникальный и единственный в своем роде товар;
- полное отсутствие информации о рынке;
- максимальные барьеры входа и выхода.
Виды монополии:
- естественная монополия — одна фирма в отрасли производит товар или оказывает услуги.
- монопсония — один покупатель в отрасли;
- двусторонняя монополия — один покупатель и продавец;
- дуополия — два независимых продавца, контролирующих рынок.
Метод конкурентной борьбы — отсутствует, поскольку одна или две фирмы владеют 100% долей рынка.