Конкуренция – это соперничество между определенными лицами. В менеджменте конкуренция – соперничество компаний за позицию и ресурсы на рынке.
Чем выше конкуренция, тем больше барьеры входа, то есть новым предприятиям сложнее войти на рынок без существенных затрат на продвижение, технологии, оборудование и другое.
Чем выше конкуренция, тем больше барьеры входа, то есть новым предприятиям сложнее войти на рынок без существенных затрат на продвижение, технологии, оборудование и другое.
Признаки конкуренции:
Сущность конкуренции – развить экономику. При активной конкуренции производители находят новые ресурсы, разрабатывают новые услуги и товары.
- наличие фирм или субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- самостоятельность компаний;
- соперничество за получение сверхприбыли.
Сущность конкуренции – развить экономику. При активной конкуренции производители находят новые ресурсы, разрабатывают новые услуги и товары.
Классификация конкуренции
Параметры классификации:
- Методы конкуренции: ценовая и неценовая конкуренция.
- Отрасли конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая.
- Степень конкуренции: совершенная и несовершенная.
Ценовая конкуренция – соперничество между компаниями путем снижения цены услуг и товаров.
Неценовая конкуренция – борьба между организациями путем повышения качества услуг или товаров.
Внутриотраслевая конкуренция – борьба между производителями однородного продукта за лучшие условия производства и сбыта.
Межотраслевая конкуренция – это соперничество компаний в разных отраслях с возможностью перераспределить капитал.
Совершенная конкуренция – это конкуренция, в которой свободный доступ к информации и ресурсам, свободное ценообразование и одинаковые условия реализации.
Характеристики совершенной конкуренции:
- Однородность продукции.
- Бесконечно число продавцов и покупателей.
- Отсутствие барьеров входа и выхода.
- Полностью доступная информация.
При повышении цены хотя бы у одного продавца происходит полное снижение спроса на продукцию.
Несовершенная конкуренция – это конкуренция обратная совершенной, где доступ к ресурсам и информации ограничен, а ценообразование – разное.
Читайте также: рыночные структуры в современной экономике
Стимуляция и ограничения конкуренции
Признаки стимуляции (роста) конкуренции:
- борьба за оставшиеся ресурсы вследствие снижения покупательной способности;
- уход зарубежных поставщиков;
- рост внешних инвестиций в отрасли;
- работа над качеством продукта;
- наличие инноваций;
- расширение ассортимента работ и услуг.
Признаки ограничения (снижения) конкуренции:
- быстрое изменение количества компаний;
- изменение цен на товары или услуги;
- низкий уровень осведомленности производителей о положении в отрасли;
- установка жестких требований к товарам и услугам;
- высокая доля участия государства в экономике.
Конкурентоспособность
Конкурентоспособность – это свойство продукта, позволяющее компании выделиться на рынке.
Свойства конкурентоспособности:
- количественно оцениваемая величина;
- относительный характер;
- привязанность к конкретным условиям, рынку и времени.
Объект конкурентоспособности – товар, услуга, технология производства, информация и другое.
Субъект конкурентоспособности – покупатель, производитель, инвестор и государство.
Субъект конкурентоспособности – покупатель, производитель, инвестор и государство.
Конкурентная стратегия
Конкурентная стратегия – это долгосрочный план действий по ведению конкурентной борьбы для достижения конечной цели.
При разработке конкурентной стратегии учитываются сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы в отрасли, а также ценности исполнителей и социальные ожидания.
Читайте также: как составить PEST-анализ
Типовые конкурентные стратегии:
- Дифференциация.
- Лидерство в издержках.
- Фокусирование: в издержках или в дифференциации.
Дифференциация – стратегия, при которой компания предлагает уникальную услугу или товар.
Характеристики предприятия, выбравшего дифференциацию:
Лидерство в издержках – стратегия, при которой компания обеспечивает себе лидерство за счет эффекта от масштаба.
Характеристики предприятия, выбравшего дифференциацию:
- лояльность потребителей;
- наличие эксклюзивности;
- высокая доля издержек.
Лидерство в издержках – стратегия, при которой компания обеспечивает себе лидерство за счет эффекта от масштаба.
Характеристики предприятия, выбравшего лидерство в издержках:
Фокусирование – стратегия, при которой фирма сосредоточена на узкой цели.
Характеристики предприятия, выбравшего фокусирование:
Формы фокусирования – на издержках или дифференциации.
- массовое и многосерийное производство;
- активное создание мощностей производства;
- жесткий контроль расходов.
Фокусирование – стратегия, при которой фирма сосредоточена на узкой цели.
Характеристики предприятия, выбравшего фокусирование:
- узкая специализация;
- низкие издержки или глубокая дифференциация;
- низкая доля рынка.
Формы фокусирования – на издержках или дифференциации.