Конкуренция – это соперничество между определенными лицами. В менеджменте конкуренция – соперничество компаний за позицию и ресурсы на рынке.
Чем выше конкуренция, тем больше барьеры входа, то есть новым предприятиям сложнее войти на рынок без существенных затрат на продвижение, технологии, оборудование и другое.
Признаки конкуренции:
наличие фирм или субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
самостоятельность компаний;
соперничество за получение сверхприбыли.
Сущность конкуренции – развить экономику. При активной конкуренции производители находят новые ресурсы, разрабатывают новые услуги и товары.
Классификация конкуренции
Параметры классификации:
Методы конкуренции: ценовая и неценовая конкуренция.
Отрасли конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая.
Степень конкуренции: совершенная и несовершенная.
Ценовая конкуренция – соперничество между компаниями путем снижения цены услуг и товаров.
Неценовая конкуренция – борьба между организациями путем повышения качества услуг или товаров.
Внутриотраслевая конкуренция – борьба между производителями однородного продукта за лучшие условия производства и сбыта.
Межотраслевая конкуренция – это соперничество компаний в разных отраслях с возможностью перераспределить капитал.
Совершенная конкуренция – это конкуренция, в которой свободный доступ к информации и ресурсам, свободное ценообразование и одинаковые условия реализации.
Характеристики совершенной конкуренции:
Однородность продукции.
Бесконечно число продавцов и покупателей.
Отсутствие барьеров входа и выхода.
Полностью доступная информация.
При повышении цены хотя бы у одного продавца происходит полное снижение спроса на продукцию.
Несовершенная конкуренция – это конкуренция обратная совершенной, где доступ к ресурсам и информации ограничен, а ценообразование – разное.
борьба за оставшиеся ресурсы вследствие снижения покупательной способности;
уход зарубежных поставщиков;
рост внешних инвестиций в отрасли;
работа над качеством продукта;
наличие инноваций;
расширение ассортимента работ и услуг.
Признаки ограничения (снижения) конкуренции:
быстрое изменение количества компаний;
изменение цен на товары или услуги;
низкий уровень осведомленности производителей о положении в отрасли;
установка жестких требований к товарам и услугам;
высокая доля участия государства в экономике.
Конкурентоспособность
Конкурентоспособность – это свойство продукта, позволяющее компании выделиться на рынке.
Свойства конкурентоспособности:
количественно оцениваемая величина;
относительный характер;
привязанность к конкретным условиям, рынку и времени.
Объект конкурентоспособности – товар, услуга, технология производства, информация и другое.
Субъект конкурентоспособности – покупатель, производитель, инвестор и государство.
Конкурентная стратегия
Конкурентная стратегия – это долгосрочный план действий по ведению конкурентной борьбы для достижения конечной цели.
При разработке конкурентной стратегии учитываются сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы в отрасли, а также ценности исполнителей и социальные ожидания.