Лекции и конспекты

Конкуренция: теоретические основы

Конкуренция – это соперничество между определенными лицами. В менеджменте конкуренция – соперничество компаний за позицию и ресурсы на рынке.

Чем выше конкуренция, тем больше барьеры входа, то есть новым предприятиям сложнее войти на рынок без существенных затрат на продвижение, технологии, оборудование и другое.
Признаки конкуренции:
  • наличие фирм или субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
  • самостоятельность компаний;
  • соперничество за получение сверхприбыли.

Сущность конкуренции – развить экономику. При активной конкуренции производители находят новые ресурсы, разрабатывают новые услуги и товары.

Классификация конкуренции

Параметры классификации:
  1. Методы конкуренции: ценовая и неценовая конкуренция.
  2. Отрасли конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая.
  3. Степень конкуренции: совершенная и несовершенная.
Ценовая конкуренция – соперничество между компаниями путем снижения цены услуг и товаров.
Неценовая конкуренция – борьба между организациями путем повышения качества услуг или товаров.
Внутриотраслевая конкуренция – борьба между производителями однородного продукта за лучшие условия производства и сбыта.
Межотраслевая конкуренция – это соперничество компаний в разных отраслях с возможностью перераспределить капитал.
Совершенная конкуренция – это конкуренция, в которой свободный доступ к информации и ресурсам, свободное ценообразование и одинаковые условия реализации.
Характеристики совершенной конкуренции:
  1. Однородность продукции.
  2. Бесконечно число продавцов и покупателей.
  3. Отсутствие барьеров входа и выхода.
  4. Полностью доступная информация.
При повышении цены хотя бы у одного продавца происходит полное снижение спроса на продукцию.
Несовершенная конкуренция – это конкуренция обратная совершенной, где доступ к ресурсам и информации ограничен, а ценообразование – разное.
Читайте также: рыночные структуры в современной экономике

Стимуляция и ограничения конкуренции

Признаки стимуляции (роста) конкуренции:
  • борьба за оставшиеся ресурсы вследствие снижения покупательной способности;
  • уход зарубежных поставщиков;
  • рост внешних инвестиций в отрасли;
  • работа над качеством продукта;
  • наличие инноваций;
  • расширение ассортимента работ и услуг.
Признаки ограничения (снижения) конкуренции:
  • быстрое изменение количества компаний;
  • изменение цен на товары или услуги;
  • низкий уровень осведомленности производителей о положении в отрасли;
  • установка жестких требований к товарам и услугам;
  • высокая доля участия государства в экономике.

Конкурентоспособность

Конкурентоспособность – это свойство продукта, позволяющее компании выделиться на рынке.
Свойства конкурентоспособности:
  • количественно оцениваемая величина;
  • относительный характер;
  • привязанность к конкретным условиям, рынку и времени.
Объект конкурентоспособности – товар, услуга, технология производства, информация и другое.

Субъект конкурентоспособности – покупатель, производитель, инвестор и государство.

Конкурентная стратегия

Конкурентная стратегия – это долгосрочный план действий по ведению конкурентной борьбы для достижения конечной цели.
При разработке конкурентной стратегии учитываются сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы в отрасли, а также ценности исполнителей и социальные ожидания.
Читайте также: как составить PEST-анализ
Типовые конкурентные стратегии:
  1. Дифференциация.
  2. Лидерство в издержках.
  3. Фокусирование: в издержках или в дифференциации.
Дифференциация – стратегия, при которой компания предлагает уникальную услугу или товар.

Характеристики предприятия, выбравшего дифференциацию:
  • лояльность потребителей;
  • наличие эксклюзивности;
  • высокая доля издержек.

Лидерство в издержках – стратегия, при которой компания обеспечивает себе лидерство за счет эффекта от масштаба.
Характеристики предприятия, выбравшего лидерство в издержках:
  • массовое и многосерийное производство;
  • активное создание мощностей производства;
  • жесткий контроль расходов.

Фокусирование – стратегия, при которой фирма сосредоточена на узкой цели.

Характеристики предприятия, выбравшего фокусирование:
  • узкая специализация;
  • низкие издержки или глубокая дифференциация;
  • низкая доля рынка.

Формы фокусирования – на издержках или дифференциации.
2022-11-04 13:07 Менеджмент