Автомобильный рынок претерпевает большие изменения. Основные тренды – увеличение количества китайских автомобилей, рост онлайн-продаж и повышение активности в производстве электромобилей.
Согласно данным "Автостата", в 2022 году в России было продано 4,86 млн автомобилей с пробегом. Для сравнения, в 2021 году было продано 5,77 млн автомобилей. Сокращение вторичного рынка автомобилей составило 18,8%.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в 2022 году продажа новых автомобилей в России составила 0,68 млн. Годом ранее – 1,07 млн автомобилей. Сокращение рынка новых автомобилей составило 58,8%.

Исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов рассказал, что в России коэффициент соотношения продажи автомобиля с пробегом и новым авто составил 5,9. Это означает, что почти шесть автомобилей с пробегом продается на один новый автомобиль. Ранее в среднем коэффициент составлял 3,5.
В 2022 году оборот автомобильного рынка в сегменте легковых автомобилей составил 1,47 трлн рублей. В 2021 году оборот составил 3,05 трлн рублей.

Импорт из Китая
В 2022 году Китай стал крупнейшим импортером автомобилей в Россию. За год было ввезено более 117 тысяч новых автомобилей. В ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) заявили, что Китай может производить более 20 млн транспортных средств ежегодно. Таким образом, в перспективе доля китайских автомобилей на российском рынке может превысить 20%.
По данным "Автостата", в 2022 году суммарная доля китайских автомобилей на российском рынке составила 19,2%. Доля европейских машин – 18,5%.
Лидерами по объему продаж по маркам стали Lada Granta (66,7 млрд рублей), Chery Tiggo 7 Pro (46 млрд рублей) и Haval Jolion (36,7 млрд рублей).
Вызовы и цены
Глава комитета АЕБ Алексей Калицев в интервью "Интерфаксу" факторы, оказавшие наибольшее влияние на автомобильный рынок:
- санкционное давление;
- нарушение логистических цепочек поставок;
- введение параллельного импорта.
"Автостат" выяснил, что подорожание цен на автомобили вызвано из-за колебаний курса рубля, нехватки автомобилей у дилеров и санкциями со стороны недружественных стран.
Так, например, с января по март 2022 года стоимость Lada Granta увеличилась на 30% с 0,86 до 1,12 млн рублей.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Алексей Стариков отметил, что стоимость новых автомобилей будет расти. Подорожание также связано с индексацией цен из-за колебания курса валют.
По мнению председателя совета директоров "БН-Моторс" Алексея Подщеколдина, на фоне дефицита автомобилей у дилеров средняя стоимость автомобилей составит 2,3 млн рублей. В 2021 году средняя стоимость составляла 1,7 млн рублей.
Замначальника отдела аналитики агентства "Автостат" Виктор Пушкарев отметил, что в лучшем случае рост средневзвешенной цены будет ниже прогнозов по инфляции в 5,5%.

Онлайн-продажи автомобилей
Покупка автомобилей в интернете становится новым трендом. Так, например, "Альфа-Лизинг" расширил свою онлайн-витрину машин, добавив китайские модели Chery Tiggo, Geely Atlas и EXEED TXL. Сделка лизинга оформляется в интернете по фиксированной цене, которая формируется сразу после бронирования автомобиля.
"Тинькофф" запустил платформу по продаже автомобилей "Тинькофф авто". На платформе продаются машины по цене производителей, а также предусмотрена доставка к дому с оформлением сделки онлайн.
В 2020 году гендиректор платформы по продаже автомобилей Autospot.ru Дмитрий Андреев заявил, что в 2019 году через платформу было продано более 17 тысяч автомобилей на сумму более 28 млрд рублей.
Очевидно, что тренд будет сохраняться и количество сделок увеличится, но незначительно из-за повышения средневзвешенной цены авто.
Электромобили
В 2022 году объем рынка электромобилей в России составил 2,99 тысяч единиц. По сравнению с 2021 годом рост составил более 30%.
По данным МВД, в России за 2022 год зарегистрировано 23,4 тысячи электромобилей.
Основной тренд на рынке – сборка электромобилей для сферы ЖКХ. Так, например, в октябре 2022 года Сарапульский электрогенераторный завод (СЭГЗ) реализовал выпуск электромобилей для ЖКХ.
Рост количества электромобилей обусловлен льготным автокредитованием и финансовой арендой с бюджетом 20,7 млрд рублей. При таком объеме скидка на покупку электромобиля в кредит с господдержкой составляла 35%.
В 2023 году покупка электромобиля в кредит с господдержкой доступна со скидкой 25%, но не более 625 тысяч рублей. Данное предложение распространяется только на марки Evolute.
При этом в феврале 2023 года российские банки перестали одобрять льготные кредиты с господдержкой на покупку автомобилей с бензиновыми двигателями.
Таким образом, ожидается повышение спроса на электромобили и снижение объемов кредитов на покупку бензиновых автомобилей.