Школа менеджмента – научное направление, характеризующее подход к управлению организацией.
Для понимания школы менеджмента определены следующие критерии:
представители школы;
основные положения;
результаты ее существования, применения и развития.
Основные школы менеджмента:
Школа научного управления.
Классическая школа управления (школа административного управления).
Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
Школа науки управления (количественная школа менеджмента).
Школа научного управления
Основатель – Ф. Тейлор. Самые известные представители: Л. Гилберт, Г. Гантт, Д. Франк, Г. Форд и Г. Эмерсон.
Основные положения школы научного управления:
Применение научного анализа для определения лучшего способа выполнить задачу.
Исследование времени и задач сотрудников для определения оптимальных значений времени и объема работы с целью повышения производительности труда.
Отбор сотрудников, которые подходят для выполнения конкретной задачи.
Обеспечение сотрудников ресурсами, необходимыми для выполнения задач.
Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности труда.
Разделение планирования менеджеров и сотрудников.
В результате развития школы научного управления менеджмент сформировался в самостоятельную науку и отдельный вид деятельности.
Школа классического (административного) управления
Представители классической школы управления: А. Файоль, Л. Урвик, А. Рейли, Г. Черч.
Основные положения школы классического управления:
Менеджмент – процесс, содержащий в себе функции прогнозирования, планирования, организации, координации и контроля.
Применение систематизированного подхода к управлению всей организацией.
Низкое развитие социальных аспектов управления.
В результате развития школы классического управления сформировались функции управления и развились принципы управления.
Читайте также: Принципы менеджмента по А. Файолю.
Школа человеческих отношений
Представители школы: Ф. Ротлисбергер, Э. Мэйо, А. Маслоу, М. П. Фоллет, Ч. Барнард.
Основные положения школы человеческих отношений:
Менеджмент - выполнение работы через организацию труда людей.
Удовлетворение базовых потребностей сотрудников для повышения производительности труда.
Существуют четкие инструкции для сотрудников.
Преимущественно нематериальная мотивация сотрудников.
Возможность самостоятельного принятия решения сотрудниками в рутинных задачах.
В ходе развития школы человеческих отношений сформировалась школа поведенческих наук. Она является самостоятельной. Ее представители: К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг.
В результате развития школы человеческих отношений и поведенческих наук были совершенствованы методы исследования поведения сотрудников на рабочих местах.
Школа науки управления (количественная школа менеджмента)
Представители: Г. Люс, Д. Фостер, А. Голдберг.
Основные положения количественной школы менеджмента:
Развитие количественных методов обоснований решений через компьютерные технологии и математические методы.
Возможность решения сложных управленческих проблем, где есть зависимые и независимые переменные или факторы.
Качественные методы выступали в роли проверочных, но не основных.
В результате развития количественной школы менеджмента у руководителей появилось больше возможностей для решений более сложных управленческих проблем, которые требуют навыков математического моделирования.