Лекции и конспекты

Школы менеджмента

Школы менеджмента
Школа менеджмента – научное направление, характеризующее подход к управлению организацией.
Для понимания школы менеджмента определены следующие критерии:
  • представители школы;
  • основные положения;
  • результаты ее существования, применения и развития.
Основные школы менеджмента:
  1. Школа научного управления.
  2. Классическая школа управления (школа административного управления).
  3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
  4. Школа науки управления (количественная школа менеджмента).

Школа научного управления

Основатель – Ф. Тейлор. Самые известные представители: Л. Гилберт, Г. Гантт, Д. Франк, Г. Форд и Г. Эмерсон.
Основные положения школы научного управления:
  1. Применение научного анализа для определения лучшего способа выполнить задачу.
  2. Исследование времени и задач сотрудников для определения оптимальных значений времени и объема работы с целью повышения производительности труда.
  3. Отбор сотрудников, которые подходят для выполнения конкретной задачи.
  4. Обеспечение сотрудников ресурсами, необходимыми для выполнения задач.
  5. Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности труда.
  6. Разделение планирования менеджеров и сотрудников.
В результате развития школы научного управления менеджмент сформировался в самостоятельную науку и отдельный вид деятельности.

Школа классического (административного) управления

Представители классической школы управления: А. Файоль, Л. Урвик, А. Рейли, Г. Черч.
Основные положения школы классического управления:
  1. Менеджмент – процесс, содержащий в себе функции прогнозирования, планирования, организации, координации и контроля.
  2. Применение систематизированного подхода к управлению всей организацией.
  3. Низкое развитие социальных аспектов управления.
В результате развития школы классического управления сформировались функции управления и развились принципы управления.
Читайте также: Принципы менеджмента по А. Файолю.

Школа человеческих отношений

Представители школы: Ф. Ротлисбергер, Э. Мэйо, А. Маслоу, М. П. Фоллет, Ч. Барнард.
Основные положения школы человеческих отношений:
  1. Менеджмент - выполнение работы через организацию труда людей.
  2. Удовлетворение базовых потребностей сотрудников для повышения производительности труда.
  3. Существуют четкие инструкции для сотрудников.
  4. Преимущественно нематериальная мотивация сотрудников.
  5. Возможность самостоятельного принятия решения сотрудниками в рутинных задачах.
В ходе развития школы человеческих отношений сформировалась школа поведенческих наук. Она является самостоятельной. Ее представители: К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг.
В результате развития школы человеческих отношений и поведенческих наук были совершенствованы методы исследования поведения сотрудников на рабочих местах.

Школа науки управления (количественная школа менеджмента)

Представители: Г. Люс, Д. Фостер, А. Голдберг.
Основные положения количественной школы менеджмента:
  1. Развитие количественных методов обоснований решений через компьютерные технологии и математические методы.
  2. Возможность решения сложных управленческих проблем, где есть зависимые и независимые переменные или факторы.
  3. Качественные методы выступали в роли проверочных, но не основных.
В результате развития количественной школы менеджмента у руководителей появилось больше возможностей для решений более сложных управленческих проблем, которые требуют навыков математического моделирования.
Менеджмент
Made on
Tilda