PEST-анализ — это экспертный инструмент стратегического анализа внешней среды.
Внешняя среда предприятия — это совокупность факторов, которая не зависит от деятельности предприятия. В классическом PEST-Анализе выделяют четыре фактора внешней среды:
P (Political) — Политические факторы;
E (Economical) — Экономические факторы;
S (Social) — социокультурные факторы;
T (Technological) — технологические факторы.
Цель проведения PEST-анализа — мониторинг ключевых внешних факторов, которые могут оказать влияние на предприятие в текущем и будущем периодах.
Политические факторы
Политические факторы PEST-анализа — это совокупность факторов внешней среды, относящихся к влиянию государства на отрасль.
В политические факторы могут быть включены:
изменения в законодательстве;
размеры налоговой нагрузки;
доля участия государства в бизнесе;
государственные инициативы и программы;
степень государственного регулирования отрасли.
Чем больше степень влияния государства в отрасли, тем больше вероятность снижения конкуренции и повышения монополизации.
Экономические факторы
Экономические факторы PEST-анализа — это совокупность факторов внешней среды, относящихся к экономике страны, в которой работает предприятие.
Примеры экономических факторов:
динамика ВВП;
рост внешних инвестиций;
стабильность национальной валюты;
размер инфляции;
динамика доходов населения.
В зависимости от полученных результатов и изучаемой отрасли экономические факторы позволят показать актуальность сферы и ее привлекательность.
Социокультурные факторы
Социокультурные факторы PEST-анализа — это совокупность факторов внешней среды, относящихся к уровню жизни населения, демографии, предпочтений покупателей, уровню образования, квалификации и культурных ценностей населения.
Примеры социокультурных факторов:
количество квалифицированных сотрудников;
динамика демографии;
размеры эмиграции;
уровень образования населения;
вкусы и предпочтения потребителей.
Социокультурные факторы позволят оценить отрасль с точки зрения потребителей. Например, при более высоком уровне образования населения высока вероятность развития наукоемких отраслей (микроэлектроника, биотехнологии и другое).
Технологические факторы
Технологические факторы PEST-анализа — это совокупность факторов внешней среды, относящихся к любым инновациям в отрасли.
Примеры технологических факторов:
наличие лицензий и патентов ;
количество новых технологий;
степень цифровизации отрасли;
наличие проектов по развитию производства.
Чем больше технологий и инноваций в отрасли, тем выше ее привлекательность в будущем.
Идентифицировать факторы. Написать тезисно по каждой группе факторов — не менее 3-х и более 7 тезисов.
Шаг 2: Определить влияние факторов по времени
Определить степень влияния факторов во времени. Можно использовать четыре показателя влияния:
Н — фактор влияет в настоящее время и закончит влияние в течение одного года;
Н/Б — фактор влияет в настоящее время и продолжить влияние более одного года;
Б — фактор не влияет в настоящее время, но будет влиять в будущем;
К — фактор влияет не более полугода.
Шаг 3: Определить влияние факторов по типу
Использовать два показателя: + положительное влияние — негативное влияние
Положительное влияние позволяет компании, например, заполучить лучшую позицию на рынке и увеличить прибыль.
Негативное влияние способно ухудшить позиции компании и снизить объем продаж.
Шаг 4: Определить влияние факторов по динамике
Использовать три показателя: > влияние фактора увеличивается < влияние фактора уменьшается = постоянное влияние без изменений
Например, если влияние фактора увеличивается, то он может быть более значимым для компании в настоящем и будущем периодах.
Шаг 5: Определить относительную значимость факторов
Использовать пять показателей:
Критичный — фактор, серьезно угрожающий компании. Необходимо пересмотреть миссию или цели предприятия.
Очень важный — фактор, способный изменить организационную и операционную структуры компании. Изменение цели не требуется.
Важный — фактор, способный незначительно изменить структуру и деятельность компании.
Существенный — фактор влияет на компанию без существенных последствий.
Неважный — фактор оказывает минимальное влияние на компанию и не требует внимания.
Шаг 6: Описать влияние факторов на исследуемую компанию
Тезисно описать в чем проявляется влияние фактора на деятельность компании. Объем не должен превышать 1−2 двух коротких предложений.
Например: из-за низкого количества квалифицированных кадров происходит общее ухудшение качества сервиса.
Шаг 7: Ранжировать факторы по степени влияния
В самом верху находятся факторы со следующими показателями:
критичный;
> влияние фактора постоянно увеличивается;
Н/Б — фактор влияет в настоящее время и продолжить влияние более одного года.
В самом низу находятся неважные факторы с постоянным и кратковременным влиянием.
PEST-анализ — экспертный инструмент, поэтому все данные должны быть получены на основе мнения специалиста в отрасли.
Получить экспертное мнение можно из следующих источников:
публикации в СМИ;
научные публикации;
самостоятельно проведенное интервью;
опросы сотрудников.
В случае, если используются публикации в СМИ и научных изданиях, то необходимо вставить ссылку на материал. Если источником является собственно проведенное интервью или опрос, то необходимо добавить приложение в работу.
Если проведено интервью, то в приложении вставляют транскрипт. Если проведен опрос, то вставляют анкету с вопросами и ее результаты.
Примеры PEST-анализа
Пример № 1: Рынок туризма (Россия) Исследуемая компания АО ГК «Спектрум» PEST-анализ туристического рынка Пример № 2: Фондовый рынок (Россия) Исследуемая компания ООО «Сбербанк Инвестиции» PEST-анализ фондового рынка Пример № 3: Рынок страхования (Россия) Исследуемая компания АО «Согаз» PEST-анализ страхового рынка