Внешняя среда предприятия — это совокупность факторов, которая не зависит от деятельности предприятия. В классическом PEST-Анализе выделяют четыре фактора внешней среды:
- P (Political) — Политические факторы;
- E (Economical) — Экономические факторы;
- S (Social) — социокультурные факторы;
- T (Technological) — технологические факторы.
Цель проведения PEST-анализа — мониторинг ключевых внешних факторов, которые могут оказать влияние на предприятие в текущем и будущем периодах.
Политические факторы
Политические факторы PEST-анализа — это совокупность факторов внешней среды, относящихся к влиянию государства на отрасль.
В политические факторы могут быть включены:
- изменения в законодательстве;
- размеры налоговой нагрузки;
- доля участия государства в бизнесе;
- государственные инициативы и программы;
- степень государственного регулирования отрасли.
Чем больше степень влияния государства в отрасли, тем больше вероятность снижения конкуренции и повышения монополизации.
Экономические факторы
Экономические факторы PEST-анализа — это совокупность факторов внешней среды, относящихся к экономике страны, в которой работает предприятие.
Примеры экономических факторов:
- динамика ВВП;
- рост внешних инвестиций;
- стабильность национальной валюты;
- размер инфляции;
- динамика доходов населения.
В зависимости от полученных результатов и изучаемой отрасли экономические факторы позволят показать актуальность сферы и ее привлекательность.
Социокультурные факторы
Социокультурные факторы PEST-анализа — это совокупность факторов внешней среды, относящихся к уровню жизни населения, демографии, предпочтений покупателей, уровню образования, квалификации и культурных ценностей населения.
Примеры социокультурных факторов:
- количество квалифицированных сотрудников;
- динамика демографии;
- размеры эмиграции;
- уровень образования населения;
- вкусы и предпочтения потребителей.
Социокультурные факторы позволят оценить отрасль с точки зрения потребителей. Например, при более высоком уровне образования населения высока вероятность развития наукоемких отраслей (микроэлектроника, биотехнологии и другое).
Технологические факторы
Технологические факторы PEST-анализа — это совокупность факторов внешней среды, относящихся к любым инновациям в отрасли.
Примеры технологических факторов:
- наличие лицензий и патентов ;
- количество новых технологий;
- степень цифровизации отрасли;
- наличие проектов по развитию производства.
Чем больше технологий и инноваций в отрасли, тем выше ее привлекательность в будущем.
Читайте также: теоретические основы конкуренции
Как провести PEST-анализ: 7 шагов
7 шагов по проведению пест-анализа:
- Идентифицировать факторы.
- Определить влияние факторов по времени.
- Определить влияние факторов по типу.
- Определить влияние факторов по динамике.
- Определить относительную значимость факторов.
- Описать влияние факторов на исследуемую компанию.
- Ранжировать факторы по степени влияния.
Шаг 1: Идентифицировать товары
Идентифицировать факторы. Написать тезисно по каждой группе факторов — не менее 3-х и более 7 тезисов.
Шаг 2: Определить влияние факторов по времени
Определить степень влияния факторов во времени. Можно использовать четыре показателя влияния:
- Н — фактор влияет в настоящее время и закончит влияние в течение одного года;
- Н/Б — фактор влияет в настоящее время и продолжить влияние более одного года;
- Б — фактор не влияет в настоящее время, но будет влиять в будущем;
- К — фактор влияет не более полугода.
Шаг 3: Определить влияние факторов по типу
Использовать два показателя:
+ положительное влияние
— негативное влияние
Положительное влияние позволяет компании, например, заполучить лучшую позицию на рынке и увеличить прибыль.
Негативное влияние способно ухудшить позиции компании и снизить объем продаж.
Шаг 4: Определить влияние факторов по динамике
Использовать три показателя:
> влияние фактора увеличивается
< влияние фактора уменьшается
= постоянное влияние без изменений
Например, если влияние фактора увеличивается, то он может быть более значимым для компании в настоящем и будущем периодах.
Шаг 5: Определить относительную значимость факторов
Использовать пять показателей:
- Критичный — фактор, серьезно угрожающий компании. Необходимо пересмотреть миссию или цели предприятия.
- Очень важный — фактор, способный изменить организационную и операционную структуры компании. Изменение цели не требуется.
- Важный — фактор, способный незначительно изменить структуру и деятельность компании.
- Существенный — фактор влияет на компанию без существенных последствий.
- Неважный — фактор оказывает минимальное влияние на компанию и не требует внимания.
Шаг 6: Описать влияние факторов на исследуемую компанию
Тезисно описать в чем проявляется влияние фактора на деятельность компании. Объем не должен превышать 1−2 двух коротких предложений.
Например: из-за низкого количества квалифицированных кадров происходит общее ухудшение качества сервиса.
Шаг 7: Ранжировать факторы по степени влияния
В самом верху находятся факторы со следующими показателями:
- критичный;
- > влияние фактора постоянно увеличивается;
- Н/Б — фактор влияет в настоящее время и продолжить влияние более одного года.
В самом низу находятся неважные факторы с постоянным и кратковременным влиянием.
PEST-анализ — экспертный инструмент, поэтому все данные должны быть получены на основе мнения специалиста в отрасли.
Получить экспертное мнение можно из следующих источников:
- публикации в СМИ;
- научные публикации;
- самостоятельно проведенное интервью;
- опросы сотрудников.
В случае, если используются публикации в СМИ и научных изданиях, то необходимо вставить ссылку на материал. Если источником является собственно проведенное интервью или опрос, то необходимо добавить приложение в работу.
Если проведено интервью, то в приложении вставляют транскрипт. Если проведен опрос, то вставляют анкету с вопросами и ее результаты.
Примеры PEST-анализа
Пример № 1: Рынок туризма (Россия)
Исследуемая компания АО ГК «Спектрум»

Пример № 2: Фондовый рынок (Россия)
Исследуемая компания ООО «Сбербанк Инвестиции»

Пример № 3:
Рынок страхования (Россия)
Исследуемая компания АО «Согаз»

Шаблон PEST-анализа
Скачать шаблон PEST-анализаНужен PEST-анализ для курсовой работы? Закажите работу